А ведь все могло бы быть значительно хуже. Каждый год повторяем, как мантру, эти слова при подведении итогов года. И каждый раз, как ни странно, они оказываются правдой.
Понятно, что мировая популярная музыка погрузилась в жесточайший кризис. Однако странно, что этот кризис коснулся и нас. Обычно дела в мировом шоу-бизе не очень-то проецировались на музыкальные дела внутри России.
В любом деле главное – это идеи. Если нет идеи, то ненужными оказываются самые виртуозные технологии воплощения идей. А с идеями было как никогда плохо. Тренд года
Говорить про то, что который год в популярной музыке не появляется ни одного по-настоящему нового музыкального стиля, – это уже трюизм. Стиль – это как раз новая идея, а ее нет. Русская мысль в этом направлении закончилась на смешении R’n’B с русским попом, продемонстрированным Бьянкой. Это было еще два года назад, и никаких подвижек в этом перспективном деле нет.
Мелодии перестали появляться в новых песнях тоже довольно давно. Последними мелодистами остались Константин Меладзе и Игорь Крутой, но и у них творческих удач за отчетный год совсем не видно. К тому же оба страдают самоповторами. К ним присоединились еще многочисленные повторители их самоповторов, что являет довольно причудливую картину смешения кровей и композиторского инцеста.
Отсюда самый актуальный тренд года, который можно сформулировать как «тотальный формат». До массового слушателя доходят песни, исключительно причесанные под формат. Неважно, поп-музыка или рок-музыка – тренд един. В эфире «Нашего радио» звучат композиции, причесанные под жизнерадостный поп-рок, в эфире многочисленных поп-радиостанций – однотипные форматные песенки. Ранее исключения были хотя бы для Пугачевых и Киркоровых. Теперь лавочка прикрыта. Всем до единого артистам приходится, чтобы выжить, петь фоновые песни. Радиоформат – искусство создания фона. Теперь созданием фона для быта российского народа занимаются все популярные артисты поголовно. Антитренд года
Если есть общий тренд, то всегда есть противостоящий ему вектор. Очень интересные события творятся на концертном рынке. Рок-артисты, играющие альтернативу и разнообразный ню-металл, без всякой эфирной поддержки собирают самые большие концертные площадки Москвы и других городов. В 2007 году это стало настоящим антитрендом. Дворцы спорта и гигант-клубы полны на концертах «Эпидемии», Lumen, Amatory, Jane Air, «Психеи» и других.
Насколько это устойчивая тенденция – покажет время. Пока количество поклонников такой музыки растет, и она пользуется для коммуникации нестандартными средствами – Интернетом и спутниковым телевидением. Почти любой андеграунд продается и покупается. Возможно, в ближайшем будущем большой шоу-бизнес решит заняться скупкой самых одаренных. Пока же это вещь в себе. Событие года
Подавляющее большинство популярных артистов зависит все-таки от мелькания на ТВ и ротации на радио. Поэтому, безусловно, главным событием 2007 года в шоу-бизнесе стало аккуратное примирение двух враждующих кланов – Эрнста и Крутого. Правда, для этого примирения Игорю Крутому пришлось продать 75% телеканала «МузТВ». И сразу начались подвижки. Артисты Крутого стали приглашаться на мероприятия и съемки Первого канала, а артисты Первого канала широкой рекой влились в ротации радиостанций Крутого. Никаких официальных заявлений с обеих сторон, кстати, так и не было сделано. Однако процесс пошел. Многие артисты, которых вынуждали «определяться», с кем они, наконец-то спокойно вздохнули. Впрочем, это примирение не открыло дорогу в эфир независимым артистам. Но шоу-бизнес задышал более ровно. Скандал года
Нынешний год ознаменовался бойкотом сразу двух суперуспешных артистов – МакSим и Верки Сердючки. Это на загнивающем Западе бойкоты бывают, если артист что-то хвалебное про Гитлера произнес или афроамериканское меньшинство чем-то унизил. У нас причины более утилитарны.
Первый канал поссорился из-за денег и несдержанных слов с артистом Андреем Данилко и организовал вскоре целую компанию травли под надуманными предлогами. Бессмысленная дурацкая фраза «Лаша Тумбай» в результате стала известна даже равнодушным к попсе. Сердючка выступила на «Евровидении-2007» успешнее посланника Первого канала, и от неадекватных комментариев в эфире этого канала покатывалось полстраны. Ситуация не разрулена до сих пор. В результате Первый канал и приближенный к нему журналист Гаспарян потеряли лицо, Сердючка потеряла много денег из-за отмены концертов, и никакого выхода пока не видно.
Другой скандал произошел из-за обиды Аллы Пугачевой на какую-то двусмысленную фразу самой продаваемой певицы в стране МакSим, сказанную в одном из телешоу. И Пугачева в старых советских традициях решила показать, кто в шоу-бизнесе хозяин. Но времена-то изменились. И Пугачева далеко не столь всевластна, и отношение к самой нынешней Пугачевой неоднозначное, и объект для кар она выбрала очень уж неудачный. Получилось так, что МакSим не попала в престижные телешоу «Песня года» и «Новые песни о главном» волею Пугачевой. Но пресса почти единогласно выступила на стороне МакSим (которой самое место как раз на этих фестивалях), а не уважаемой Примадонны. И тут уже Пугачева оказалась в незавидном положении, впервые со времен ее неудачного выступления на «Евровидении-97». Будем надеяться, великая певица выпутается.
Но главным событием, если судить по количеству публикаций, оказался развод Николая Баскова со своей женой. Широкую публику заинтриговала и неожиданность расставания, и желание скрыть его, и подоспевшие скандальные обвинения Баскова в нетрадиционной ориентации. Словом, всё сошлось для того, чтобы это частное событие вдруг превратилось в главное. В американском шоу-бизнесе тоже регулярно происходит именно такая подмена понятий, вспомним хотя бы душераздирающую историю с Майклом Джексоном. Гастроли года
Это самое положительное, что произошло с шоу-бизнесом за год. Небывалая плотность первоклассных гастролеров – такого еще в России не бывало. Лето 2007 года запомнится навсегда тем, что едва ли ежедневно в Москве и Питере шел концерт мировой звезды. Были дни, когда их было два в один вечер!
В первую очередь надо благодарить за это новый клуб «Б1 Максимум», который с момента появления просто оглушил столицу чередой громких иностранных имен. Превосходные концерты прошли в Олимпийском и Лужниках. Но гастролями года надо все-таки признать невероятно энергетичный концерт легенды мирового рока Игги Попа и феерическое шоу стильного Джорджа Майкла. Они выделились среди других замечательных концертов прежде всего отличным звуком, идеально подходящим под артиста.